Негативист
отвергает любую попытку управления им со стороны других, склонен
игнорировать любые правила.
Импульсивный действует под влиянием сиюминутного
желания, не думая о последствиях.
Неуязвимый считает, что ничего плохого с ним
случиться не может, а происходит только с другими.
Для склонного к риску характерно постоянное
стремление к самоутверждению в опасных поступках.
Внешне зависимый считает, что его действия не могут
изменить ход событий.
Согласно одной из психологических теорий, в каждом
человеке таятся три начала. Условно их можно назвать Ребенок,
Родитель и Взрослый. Эстонский исследователь Григорий Удуйнги
считает, что поведение человека при управлении автомобилем во
многом зависит от того, какое из этих начал играет в данный
момент ведущую роль. Если в водителе проснулся Ребенок, то его
действия становятся импульсивными, а сам он повышенно
чувствителен к своей персоне и легко поддается плохому
настроению. Например, боясь застрять под красным сигналом
светофора, резко нажимает на газ, проезжая на желтый, а нередко
и на красный свет. Любой обгон рассматривает как личное
оскорбление. Может быть в зависимости от настроения очень вежлив
и приветлив либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить,
после чего он начинает вымещать свое раздражение на других
участниках движения. Правила соблюдает только из страха
наказания или от хорошего расположения духа. Считает, что за
хорошее поведение на дороге должен получить благодарность.
Склонен обвинять в своих бедах всех, кроме себя.
Водитель-Родитель чтит закон и превыше всего ставит Правила
дорожного движения. Правила для него — настольная книга, он
знает их назубок. Читает все комментарии к ним. Больше всего
любит четкость и определенность в Правилах, поэтому пытается
дать свое объяснение тем пунктам, в которых они отсутствуют.
Очень требователен к соблюдению Правил дорожного движения всеми
окружающими. Любой промах переживает очень тяжело, в дальнейшем
старается его больше никогда не повторить.
Водитель-Взрослый хладнокровен и целеустремлен. Делает
только то, что идет на пользу делу, что позволяет достичь цели с
наименьшими затратами. При выборе своих действий исходит главным
образом из требований окружающей обстановки. Правила дорожного
движения рассматривает не как самоцель, а как средство. Если
считает возможным, спокойно нарушает их. Хорошо разбирается в
неписаных нормах поведения, не сердится на ошибки других. Больше
всего не любит бестолковщину, не позволяющую сделать прогноз
дальнейшего хода событий. С инспектором обычно не спорит,
принимая наказание как должное. Излишне самоуверен,
недооценивает опасность и переоценивает свои способности. Это
обычно и является причиной происшествий.
На дороге опаснее всего детское начало. Возможно,
наиболее безопасно родительское. Однако слишком пунктуальное
соблюдение Правил без учета несовершества отдельных его пунктов
и возможных ошибок других участников нередко приводит к
происшествию. Взрослый находится где-то между Ребенком и
Родителем и лучше каждого из них приспособлен к сложностям и
неожиданностям реального движения. Наверно, наилучшим можно
считать гармоничное сочетание всех трех начал, когда Родитель,
кооперируясь со Взрослым, удерживает Ребенка от ненужных
шалостей.
На безопасность движения влияет и отношение к вождению.
Попробуем разделить водителей на группы согласно тому, какие
скрытые желания руководят ими при управлении автомобилем.
Независимые. Удовольствие от вождения связано у них
главным образом с ощущением собственной независимости и
самостоятельности. Управляя автомобилем, они хотят отвлечься от
будничного однообразия и неприятностей, всевозможных запретов и
ограничений.
Отчаянные. Им свойственно наслаждаться движением в
опасных и сложных ситуациях. Испытывая границы допустимого
риска, они добиваются острых ощущений, как бы играя со страхом.
Спокойные. Стремятся к вождению без помех и особых
осложнений. Им нравится управлять автомобилем в состоянии покоя
и даже некоторой расслабленности.
Испытатели. Хотят полностью использовать мощность
своего автомобиля, получая наибольшее удовольствие, перегоняя и
оставляя позади другие автомобили.
Знатоки. Наибольшую радость им доставляет преодоление сложных
ситуаций, требующих большого умения, Очень любят сравнивать себя
с другими водителями по уровню компетентности и способности к
управлению автомобилем и убеждаться в своих преимуществах. Могут
иметь склонность к конкуренции и соперничеству.
Мастера. Для них главным является умение ездить
хладнокровно, со свежей головой, со знанием дела и соблюдением
Правил дорожного движения. При этом не позволяя другим вовлекать
себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности
движения эта группа самая гармоничная. |