Переключение передач.
Сокращение времени разгона связано также с умением быстро и
в нужный момент переключать передачи. На большинстве современных
автомобилей рычаг переключения передач напольного типа.
Рекомендуется рукоятку рычага переключения передач при
перемещении ее в любую сторону брать правой рукой закрытым
обхватом Исследования показали, что при таком способе
обеспечиваются быстрота и точность переключений, а также
необходимая чувствительность руки. При этом, когда рычаг
переводится на себя, пальцы тянут его, а ладонь контролирует его
положение. При движении от себя ладонь давит на рукоятку, а
пальцы контролируют положение рычага. Смотреть на рычаг
переключения не следует, взгляд должен быть направлен вперед,
левая рука находится на рулевом колесе.
Очень важно, чтобы правильно было отрегулировано сиденье.
Водитель должен доставать правой рукой до рукоятки при любой
включенной передаче без каких-либо наклонов туловища вперед.
Иногда с этой целью
регулируют также и положение рычага переключения передач. Многие
водители допускают ошибку, не переставляя левую руку на рулевом
колесе при переключении передач в верхний сектор руля а
оставляя ее в исходном («без пятнадцати три») положении или, еще
хуже, в нижнем секторе руля. В этом случае возможности
экстренного маневра с одной левой рукой на руле сильно сужаются,
так как амплитуда поворота рулевого колеса особенно влево
ограничена. Кроме того, у начинающих водителей наблюдается
непроизвольное движение руля влево, особенно при тугом
переключении передач, если рука не перенесена на верхнюю дугу
рулевого колеса.
Осторожное, плавное включение сцепления, чтобы избежать рывка в
трансмиссии, характерно для низших (1-, 2-й и задней) передач.
При включении последующих передач сцепление отпускается без
промедления, так как рывка в этом случае не ощущается.
Для выключения сцепления приходится прилагать ощутимое усилие
левой ноги. На современных автомобилях для облегчения управления
сцеплением устанавливается даже сервопривод. Вместе с тем,
особенно на низших передачах, нужно обеспечить очень плавное
отпускание педали в момент включения сцепления. Этим требованиям
можно удовлетворить, если нажимать на педаль средней частью
стопы. Она и жесткая и чувствительная одновременно. При этом в
выжатом положении педали каблук не должен упираться в пол, так
как иначе может быть неполное выключение сцепления. Очень важно
приучить себя с самого начала не держать постоянно ногу на
педали сцепления. Это приводит к излишнему напряжению и
утомлению ноги, преждевременному износу сцепления. Кроме того, в
критической ситуации (если нога располагалась на педали
сцепления), как правило, срабатывают обе ноги, нажимая
одновременно педаль сцепления и тормоза, что значительно
повышает вероятность заноса при резком торможении. Поэтому после
отпускания педали тормоза левую ногу следует снять с педали и
расположить ее в свободно-расслабленном состоянии на полу кабины
левее педалей.
Обращайте внимание на полное выключение сцепления при
переключении передач, для чего педаль следует отжимать до упора.
Иначе будет затруднено переключение передач и повысится износ
синхронизаторов.
В современных автомобилях все передачи, как правило,
синхронизированы, поэтому особых сложностей при переходе с
высшей на низшую передачу не ощущается. Однако чем больше
перепад скоростей при включении пониженной передачи, тем плавнее
должно включаться сцепление, чтобы избежать блокировки колес
автомобиля. Во многих случаях бывает полезной при переходе на
низшую передачу так называемая перегазовка. При этом рычаг
переключения передач задерживают в нейтральном положении, педаль
сцепления отпускают, нажимают умеренно на педаль подачи топлива
и, нажав сцепление, включают пониженную передачу. Причем чем
больше перепад скоростей при переключении передачи, тем больше
промежуточный газ.
При планировании маневров следует учитывать, что переключение
передач требует определенного времени, при этом рулевое колесо
удерживается только одной рукой. К примеру, рабочее торможение и
переключение передачи — совместимые действия, а крутой поворот и
переключение не совместимы по ряду причин. Во-первых, одной
рукой сложнее и дольше поворачивать, чем
двумя; во-вторых, при попытке перейти на низшую передачу на
повороте, особенно на скользком, может возникнуть блокировка
колес и занос. Следовательно, требуемую передачу следует
включать перед поворотом.
Очень важно научиться своевременно переключать передачи на
высшие и обратно. На первых порах может помочь тахометр, а при
его отсутствии надо следить за спидометром и звуком двигателя.
Слишком высокий, звенящий, вибрирующий звук двигателя указывает
на необходимость перехода на повышенную передачу. Появившиеся
толчки и рывки в трансмиссии указывают на необходимость перехода
на пониженную передачу. Обычно вскоре у начинающего водителя
появляется способность по шуму двигателя улавливать оптимальный
момент переключения передачи. На современных автомобилях нужный
момент переключения передачи подскажет эконометр.
Опытные водители также учитывают и загрузку автомобиля, уклон
дороги. Тяжело груженный автомобиль перед переключением
разгоняется больше, а сцепление у такого автомобиля включается
более плавно, чем у незагруженного. То же самое делают, если
дорога идет на подъем. Наоборот, на спуске можно раньше, чем
обычно, переходить на высшие передачи, так как спуск уменьшает
сопротивление разгону.
В остальных случаях как ранее, так и позднее переключение
передачи ведет к перегрузке двигателя, трансмиссии, повышенному
расходу топлива. Умение своевременно переключать передачи и не
перегружать двигатель позволяет опытным водителям расходовать в
городе почти на 25% меньше топлива, чем расходуют начинающие
водители.
|