Съезд с дороги.
Впереди навстречу двигается автомобиль, не успевающий
завершить обгон. Лобовое столкновение неизбежно.
Рекомендации. При съезде с дороги следует учитывать, что
сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник менее всего опасны при
наезде на них, а скорость они гасят весьма эффективно. Однако
наезда на большие деревья, столбы, стены надо избегать любыми
способами, безопаснее даже рискнуть пойти на лобовое
столкновение с автомобилем (особенно если это машины одного
класса). Например, наезд на неподвижное жесткое препятствие со
скоростью 60 км/ч по своим последствиям соответствует лобовому
столкновению двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу
со скоростью 60 км/ч каждый (относительная скорость 120 км/ч!).
В любом случае выход из создавшейся ситуации надо искать на
своей (правой) стороне дороги. Это должно стать правилом. Выезд
на встречную полосу всегда более опасен.
Если все-таки столкновение автомобилей неизбежно, водителю
следует учитывать степень опасности каждого из его видов
При ударе в бок кузов автомобиля подвергается большей
деформации, чем при лобовом столкновении, так как имеет меньшую
жесткость в поперечном направлении. Это может привести к более
тяжелым травмам водителя и пассажиров. Кроме того, при ударе в
бок автомобиль часто опрокидывается. Наиболее безопасным
является подстановка кузова под малым острым углом к ударяющему
автомобилю (рис. „90, б). Желательно, чтобы удар пришелся на
заднюю часть кузова. При этом надо успеть слегка повернуть
рулевое колесо так. чтобы после удара можно было возвратить
автомобиль в первоначальное положение движения (рис. 90, в).
Для уменьшения отброса автомобиля в момент удара нужно умеренно
нажать педаль дросселей. В некоторых случаях удается подставить
под удар (чаще вместо боковой) заднюю часть автомобиля (рис. 90,
г), что наиболее безопасно.
Если вашему автомобилю грозит столкновение с грузовым
автомобилем (с карбюраторным двигателем), нужно уводить его от
удара в бензобак — это может привести к пожару.
Уход от лобового столкновения. Водитель легкового
автомобиля увидел, что на перекресток с второстепенной дороги в
непосредственной близости от автобуса выехал грузовой автомобиль
ГАЗ. Водитель понял, что не успеет затормозить или объехать
грузовик, и мгновенно решил уменьшить угол столкновения
автомобилей и съехать с насыпи, не опрокинув автомобиль.
Рекомендации. При неожиданном выезде транспортных средств с
второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего
автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под
острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону
движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но
подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП
только в том случае, когда впереди, в направлении поворота,
имеется свободное пространство и отсутствуют встречные
транспортные средства.
Торможение боковой притиркой. Легковой автомобиль ехал
с включенным ближним светом фар по неосвещенной дороге. При
выезде на 4-метровую насыпь с бетонными ограждениями в свете фар
встречного автомобиля водитель увидел невдалеке стоящий без
включенных габаритных огней прицеп с бревнами. Объезжать или
тормозить было поздно. Водитель повернул рулевое колесо вправо,
направил свой автомобиль под острым углом на бетонное ограждение
и одновременно начал тормозить,
Рекомендации. В этой критической ситуации водитель выбрал
правильное решение, снижающее тяжесть последствий ДТП. Он
предпочел направить автомобиль под углом на ограждение дороги,
не потеряв управления, и одновременно за счет трения машины о
бетон быстро снизить скорость, избегая въезда под бревна
прицепа. |