Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На
криволинейных участках дороги условия движения осложняются.
Здесь возникает боковая инерционная сала, которая стремится
сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в
сторону, противоположную повороту. Чем круче поворот, т. е. чем
меньше радиус закругления, тем он опаснее. Напротив, закругления
с большими радиусами — 1000—2000 м — практически не требуют
изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.
Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют
выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги,
тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой
менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем
на закруглениях с большим (1000 м и более) радиусом.
Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за
искажения в восприятии водитель не может .точно определить
кривизну поворота в конце спуска, 'поэтому реальные условия
могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не
могут вписаться в поворот, теряют управляемость.
Подъемы и спуски также являются неблагоприятными .участками
движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче
подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что
автомобили из-за неправильного выбора предшествующего режима
движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад
из-за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т. п.
Кроме того, подъемы опасны из-за ограничения видимости на
переломе подъема.
Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы
тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на
спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обычно
меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто
торможение двигателем (вспомогательным тормозом) бывает не
достаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На
продолжительных крутых спусках, если часто пользоваться колесным
тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов.
Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.
ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужденной
остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превышении
безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении
экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий
сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных
кривых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге
заставляют водителя снижать скорость. Особенно опасны
неожиданные сужения дороги, о которых водитель не был
предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впадине, когда
водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также
происходит неправильная оценка габаритов встречного транспорта и
ширины •'проезжей части, поэтому возникает боковое
столкновение. ' .'
Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т. п. и
мнимые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей
его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может
быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей
восприятия водители фактически чувствуют себя здесь ^ более
стесненными. Аналогичный эффект возникает на участках с высокими
ограждениями, бордюрами и т. п., от которых водитель удаляет
автомобиль тем больше^ чем выше ограждение и скорость движения.
Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости потока,
так как водитель рефлекторно сдаигается дальше от края проезжей
части. При встречных разъездах на высокой скорости водители
также стремятся оставить побольше интервал- между машинами. •
Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину
дороги в. зависимости от высоты расположенных рядом с ней
вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В,
результате одна и та же ширина дороги может восприниматься
водителем как разная.Не учет этого фактора некоторыми водителями
ведет к столкновениям со встречным транспортом из-за ошибок в
оценке ширины проезда. • |