Правильное наблюдение — это концентрация внимания в
области центра пути движения своего автомобиля, рациональное
чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с
более длительным рассматриванием наиболее важных объектов,
постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.
Представьте путь движения своего автомобиля как полосу
пространства на дороге, равную ширине автомобиля и
располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные
водители выдерживают нужное направление движения своего
автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути
движения.
Центр пути движения представляет собой условную точку,
расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой
водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени.
Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она
постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.
При наблюдении за различными элементами дорожно- транспортной
обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных
объектах или событиях постоянно возвращается в область центра
пути движения. Его расположение зависит от условий движения.
Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль
движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или
закруглению дороги центр пути движения располагается в месте,
где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит
прохождение данного участка дороги.
Итак, первое правило: выдерживайте траекторию движения
своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения
Подтверждением правильности использования центра пути движения
как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на
проезжей части являются результаты нескольких специальных
исследований, которые были проведены при помощи киносъемки.
Полученные результаты показали, что водители, использующие для
ориентировки, например, центральную разделительную полосу или
правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру
дороги, или к обочине.
Правило второе. Смотрите как можно дальше вперед. Это
поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.
Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно
перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят
впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд
от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так,
чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и
успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что
смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего
автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся
опасность, оценить ее и решить, что делать, реализовать свое
решение.
Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В
городе достаточно смотреть на 1—2 перекрестка вперед. При
движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на
расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся
скоростью.
Возможно, такой способ измерения для вас несколько не привычен,
но научившись им пользоваться, вы сможете точно определять
расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот
способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах,
ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно
меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для
этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где
располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль,
линия разметки и т. д.), и начинаем считать: «одна тысяча один,
одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим
12 с. Если вы доехали до объекта, не досчитав до «одна тысяча
двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед. Почему
опытные водители стараются висеть обстановку впереди на
расстоянии, равном 12 с? 12 с— это то время, которое необходимо
для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения
до того, как объект опасности попадет в зону вашего торможения.
Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных
условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с.
При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного
торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания
из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю
для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но
ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему
автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной
вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4
с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе
опытные водители.
Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное
чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным
рассмотрением наиболее важных объектов. Причем наблюдение
ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это
позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить
дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих
дорог.
Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза
должны быть активны, т. е. находиться в постоянном движении. Они
как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку.
Отсюда правило третье. Активно наблюдайте за
изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и
около нее.
Четкое восприятие возможно только при использовании центрального
зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с
углом 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения
достаточно хороша в пределах 10—15°. В вертикальной плоскости
эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле
центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового
зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и
деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.
Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в
дорожно-транспортной обстановке — это длительная концентрация
внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой
важности с точки зрения безопасности (номерные знаки
автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за
этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто
только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени.
Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого
положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а
также при искусственном освещении еще больше. За это время
автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти
несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные
объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения,
которого просто не заметили.
Чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение
только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности
движения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком
долго концентрировать внимание. Если вы на длительное время
(более 1 с) сконцентрировали свое внимание на каком-то одном,
пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете
пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.
|