Скрытые дефекты дороги. Они представляют собой опасность,
так как часто застают водителя врасплох.
Большую опасность представляет появление на дороге волнистости,
протяженность которой достигает 30—80 м. При высокой скорости
автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость и
съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения.
Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от
глаз человека, поэтому водитель начинает ощущать ее действие,
лишь попав на опасный участок. Разновидностью поперечной
волнистости является так называемая гребенка. На таком участке,
который, кстати, часто встречается на затяжных спусках, в
результате подскакивания и частых колебаний колеса автомобиля
теряют управляемость, и у всех колес резко снижается коэффициент
сцепления. Аналогичное явление возникает особенно часто на
повороте, поэтому на такой дороге требуется дополнительно
снизить скорость.
Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются и
другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно
после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери
управления, эти дефекты дороги часто приводят при большой
скорости к сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные
плавные провалы, когда при езде на большой скорости кажется, что
автомобиль проваливается. При этом из-за сильной нагрузки
подвеска часто ударяется об ограничители ее хода, водитель
пугается и рефлекторно резко нажимает на тормоз, усугубляя
опасную ситуацию, так как подвеска еще больше сжимается, теряет
свой упругий ход. Если внимательно следить за поведением машины
впереди, то можно всего этого избежать, заранее снизив скорость.
Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочина,
которая осыпается при въезде на нее, и автомобиль может
опрокинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем
песка (тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может
произойти занос и съезд с дороги с опрокидыванием.
Итак, правильный анализ дорожно-транспортной обстановки — это
умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки
времени, равные 0,5—1 с; опознавать и анализировать признаки,
характеризующие
эти объекты, позволяющие судить о степени и характере опасности,
связанной с ними.
Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты
дорожно-транспортной обстановки представляют наибольшую
опасность, с точки зрения безопасности движения, местах их
возможного расположения, признаках, характеризующих их. Однако
этого недостаточно, необходимы еще и практические навыки. Для их
формирования может быть использован метод комментируемого
управления автомобилем. Он заключается в том, что обучаемый,
управляя автомобилем, рассказывает инструктору о всех важных
объектах, которые он обнаружил на дороге, и о том, на основе
каких признаков он судит о степени их опасности. Инструктор,
сидящий рядом, поправляет или дополняет его рассказ.
Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки
обучаемого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его
поведением. Водитель, проходящий обучение по этому методу,
сможет избавиться от рассеянности как при восприятии ДТС, так и
при ее анализе.
Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность выбранной
им траектории и скорости движения, т. е. курса движения своего
автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный» или
«Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты,
из-за которых движение осложняется.
Проанализируйте важные события этой ДТС. При проведении анализа задавайте
себе следующие вопросы. Что данное событие или объект значат, с
точки зрения безопасности движения? По каким признакам можно
судить о степени их опасности? Например, в ДТС автомобиль
С тормозит и может остановиться. Это значит, что и водитель
автомобиля А должен притормозить и быть готовым к полной
ойтановке. После того как вы оценили, какие объекты представляют
наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный вами
курс движения, можно решить, какие параметры и признаки
выделенных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить
сделанные предположения о возможном развитии опасности.
Правильное и своевременное осознание водителем сложности и
опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его
навыков анализа дорожнотранспортной обстановки и ее предвидения.
Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те
объекты и события, которые он заранее ожидал, т. е. вероятность
появления которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На
неожиданные объекты и события он реагирует с запаздыванием.
Обычно водители недооценивают события с малой вероятностью
возникновения в данной ДТС. Например, появление пешехода из-за
стоящего на безлюдной дороге автомобиля или появление автомобиля
из-за крутого поворота на дороге с малой интенсивностью
движения. Лучший путь устранения таких ошибок — это
предварительное изучение особенностей выбранного для движения
маршрута, а также управление артомобилем по принципу «лучше
лишний раз переоценить вероятнось» опасного события, чем стать
его жертвой». |