Назад
Домашняя
Вверх
Далее

 

 

 

 

 

                 
Действия в экстремальных ситуациях -2
 
 
Занос автомобиля. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль стало разворачивать. От неожиданности водитель растерялся, нажал на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.

Рекомендации. Как только водитель почувствовал начало заноса (он чувствует его раньше, чем увидит), первое, что он должен сделать, это забыть про педали сцепления и тормоза, так как манипулирование ими в такой ситуации не только бесполезно, но и вредно.

В его арсенале остаются рулевое колесо и педаль дросселей — только они могут помочь справиться с заносом.

Чтобы лучше уяснить, как нужно действовать при заносе, обратимся к рис. 88. Из-за резкого нажатия педали дросселей заднюю часть автомобиля начинает заносить, например, влево. Плавно отпустить педаль дросселей, чтобы обеспечить качение ведущих колес без пробуксовки. Быстро, но плавно поворачивайте рулевое колесо влево (в сторону заноса), работая руками на боковом секторе, при этом передние управляемые колеса должны находиться в направлении движения.

Автомобиль вот-вот замрет на предельном отклонении задней оси. Нужно быстро вращать рулевое колесо в обратную сторону. Одновременно автомобиль начинает возвращаться в исходное положение. Выровняйте автомобиль с помощью рулевого колеса. Если автомобиль снова начинает заносить теперь вправо из-за чрезмерных сил инерции (захлестывает), нужно снова с помощью небольшого поворота рулевого колеса вправо выправить траекторию его движения и увеличить подачу топлива.

Обратите внимание, что во всех фазах вывода из заноса передние колеса автомобиля находятся строго в направлении движения. Рулевое колесо всегда поворачивается быстро, но без рывков, вначале синхронно, а затем с небольшим опережением заноса задней оси. Педалями сцепления и тормоза не пользуются, поддерживают умеренную подачу топлива.

Падение груза на дорогу. На узком загородном шоссе навстречу легковому автомобилю приближался грузовик, перевозящий металлолом, небрежно уложенный в кузове. Автомобиль тряхнуло на неровности дороги, и на проезжую часть из кузова полетели куски металлолома. Водитель легкового автомобиля на высокой скорости попытался объехать препятствия, но не справился с управлением, съехал с дороги, и автомобиль опрокинулся.

Рекомендации. При встречных разъездах на узких загородных дорогах всегда обращайте внимание на крепление и расположение груза в кузовах встречных грузовиков и самосвалов. Бывают случаи (особенно при перевозке земли, мусора, металлолома, кирпича), когда часть груза падает на дорогу. Это чаще всего происходит на неровных дорогах или крутых поворотах. Объезжать внезапное препятствие на высокой скорости всегда опасно: справа может быть скользкая обочина, слева — встречный транспорт. Иногда небольшие препятствия безопаснее пропустить между колесами или даже таранить нетяжелые предметы. В этом случае перед самым препятствием следует отпустить педаль тормоза и резко открыть дроссели. Передняя часть автомобиля приподнимается над полотном дороги, и предмет будет легче пропустить между колесами.

Внезапная потеря видимости. После длительной стоянки у тротуара водитель пускал КамАЗ, отчего образовались плотные клубы черного дыма. Водитель легкового автомобиля въехал в облако выхлопных газов и, не снизив скорости, стал объезжать КамАЗ. Произошел наезд на пешехода, переходившего дорогу.

Рекомендации. При пуске холодного дизеля, если он плохо отрегулирован, сбоку от грузовика образуются клубы дыма, ухудшающие видимость. Аналогичная картина может возникнуть при движении тяжело груженного автомобиля с дизелем на подъеме в морозный день. Такой чадящий автомобиль нужно объезжать на малой скорости с учетом условий видимости и убедившись, что на встречной полосе нет других транспортных средств.

Пожары на автомобиле. В салоне запахло гарью. Изпод капота повалил дым и показались языки пламени.

Рекомендации. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке. При пожаре главное — действовать хладнокровие и быстро. Остановить автомобиль, но не вплотную к обочине, чтобы можно было свободно подходить к нему с любой стороны для тушения пожара. Отключить массу и подачу топлива, а также электромагнитный клапан перекрытия топливопровода, если они имеются. Помочь пассажирам быстро покинуть загоревшийся автомобиль и укрыться впереди в 25—30 м по ходу движения автомобиля, оставив с собой 1—2 помощников (мужчин). Закрыть все окна автомобиля, захватить документы, огнетушитель, аптечку, подручные средства (одеяло, брезент и т.п.), разблокировать замки капота и багажника (если открывается из кабины), покинуть кабину, плотно закрыв дверь.

Чуть-чуть приоткрыть капот и в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя. Сразу полностью открывать капот нельзя, так как приток воздуха усилит горение в подкапотном пространстве и вырвавшееся пламя может ожечь лицо. Прикрыть капот, не захлопывая его. Через 5—8 с приоткрыть капот и направить струю гасящего вещества на очаг возгорания, прикрыть капот. Повторять эти действия до полного прекращения огня. Огнетушитель стараться не расходовать полностью: возможно повторное возгорание от тлеющих материалов.

Если огнетушитель не сработал или кончилось гасящее вещество, попытаться сбить пламя подручными средствами (одеялом, накидкой, одеждой, песком, ветками). Ни в коем случае не пытаться гасить водой! Во время тушения пожара нельзя находиться рядом с бензобаком.

Затопление. Пытаясь уйти от лобового столкновения, водитель направил автомобиль с моста в воду.

Рекомендации. Гибель оказавшихся под водой чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших. В такой ситуации необходимо хладнокровно ждать иногда несколько минут. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт.

Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав побольше воздуха (он скапливается обычно подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они все-таки не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить вас крепко руками, лишив подвижности. Если вода мутная и вы потеряли ориентацию, выпущенная изо рта часть воздуха (поднимающиеся пузырьки) покажет, где поверхность.

 

 

 

 

 

 

 

 
    © 2008
     
Хостинг от uCoz