Несбывшееся.
Дух захватывает при попытке пофантазировать на тему о том, каких
бы высот могла достигнуть к настоящему времени российская
автомобильная промышленность, не случись девяносто лет назад на
русской земле октябрьского переворота.
Что было бы? Какое автомобилестроение возникло бы во все еще
консервативной России начала двадцатого века? Ведь, несмотря на
всю патриархальность страны, русские инженеры были весьма
космополитичны и успешно перенимали едва зарождающийся опыт
практически всех без исключения ведущих европейских
автомобильных держав – Франции, Италии, Великобритании... Так,
например, Евгений Чудаков, возглавивший впоследствии
автомобильную отрасль всего СССР, после окончания Московского
Высшего Технического Императорского Училища проходил стажировку
не где-нибудь, а на самом «Роллс-ройсе».
Да и сами они были, как говаривали в старину, не лыком шиты.
Технари из России всегда отличались, как принято выражаться
теперь, повышенной креативностью, отлично сочетающейся с
«высоким строем мысли», столь характерным для русских
интеллектуалов. Высокая требовательность инженеров из России к
себе и к своим проектам, вкупе с неограниченными природными
богатствами страны, должны были привести к колоссальному
развитию отрасли и, не в последнюю очередь, к созданию
уникальных автомобилей высшего класса и автомобилей спортивных,
выпускаемых небольшими сериями.
Какой могла бы стать автомобильная отрасль России к сегодняшнему
дню?
Руссо-Балт.
Это удивительно, но некоторые ответы на поставленные сложные
вопросы можно легко найти в произведении весьма художественном,
мало того, абсолютно вымышленном – в романе Василия Аксенова с
красивым и парадоксальным названием «Остров Крым».
Автомобильная тема занимает в произведении Василия Павловича
весьма значительное место. Конечно же, описания автомобилей в
романе поверхностны до наивности и выдают в авторе
автомобилиста-любителя, но автолюбителя заинтересованного,
увлеченного, даже страстного. И эта страсть вместе с талантом
писателя позволяют Аксенову одной-двумя фразами создавать целые
концепции автомобилей, на основе которых хоть сейчас можно
писать Технические задания для проектировщиков.
«Две «мастодонтихи» поднялись из мягчайших кожаных глубин «руссо-балта»
и посмотрели в окно». «…Плавное размеренное движение, не
лишенное, однако, стремительности». «На набережной стоял
огромный черный «руссо-балт» с затемненными и очевидно
непробиваемыми стеклами». «Машина мягко прошла по набережной и
по завивающейся асфальтовой ленте, мощно и бесшумно стала
набирать высоту, уходя то ли к акведукам автострады, то ли в
неизвестные горные улочки Ялты». Все написано очень точно и
почти по-японски образно. Все, что не соответствует приведенным
фразам, не может быть «руссо-балтом» или принадлежать ему.
Продолжение 1 Продолжение 2
|
|